О ремонте

2015-04-05

Невыгодная экономия

Дешевый косметический ремонт обычно делают кустари-одиночки и стихийно организованные бригады. Самые дешевые рабочие - узбеки и молдаване, чуть дороже - украинцы. Оплата рабочего из стран СНГ в пять-десять раз меньше, чем квалифицированного московского специалиста.

Ремонтами эконом-класса занимаются постоянные бригады и небольшие фирмы. Заказчик обычно имеет дело с бригадиром. А тот уже подбирает рабочих и формирует бригаду На "грязные" работы (демонтаж, вывоз мусора и т. д.) чаще нанимаются люди из ближнего зарубежья без опыта работы, к чистовым отделочным работам привлекают более квалифицированных специалистов. Большинство бригад работает без проекта. Для строителей это выгодно, поскольку отсутствие проекта удерживает заказчика от того, чтобы нанять новую бригаду, если старая его чем-то не устраивает.

Дорогой ремонт (от 170 долларов за метр) делают, как правило, строительные фирмы. В работах в основном заняты строители-москвичи с опытом работы и узкой специализацией (плиточники, электрики, сантехники). В ремонте с большим бюджетом архитектор - полноправный участник. Как правило, именно он рекомендует заказчику и строительную фирму, а потом следит за тем, как проект воплощается в жизнь. Стоимость услуг архитектора зависит от его известности, от степени проработанности проекта, от площади квартиры и колеблется в пределах 15-200 долларов за метр. Архитектурные бюро среднего уровня оценивают свои услуги в 30-50 долларов за квадратный метр, "мэтры" берут до 150-200 долларов за метр. В эту сумму входит не только детально проработанный дизайн-проект, но и архитектурный надзор, услуги по подбору материалов, разработка эскизов для индивидуальных элементов декора. А вот согласование перепланировки квартиры в межведомственной комиссии в оплату услуг архитектора не входит. Эта работа оплачивается отдельно и стоит от 800 до 2000 долларов.

Как показывает опыт, заказчики не всегда понимают, чем обусловлена разница в оплате труда рабочих. Зато это хорошо понимают сами интерьерщики. Все дело в мелочах. "Рабочим без опыта платят меньше не потому, что они не могут сделать хорошо. Они просто не знают, что значит - хорошо. Что паркет нужно класть под углом 45 градусов. Что дверные ручки нужно покрывать специальным малярным скотчем (который не оставляет следов), что существуют специальные стремянки, не царапающие паркет. Разница в оплате труда обычно отражает различия не только в качестве выполненных работ, но и в культуре производства", - считает руководитель компании A-Design Александр Устинов. Зачастую стремление заказчиков сэкономить на оплате труда рабочих приводит к тому, что за ремонт приходится платить дважды - сначала "дешевым" рабочим, потом высокооплачиваемым.

Рабочие из ближнего зарубежья и заказчики зачастую просто не могут понять друг друга. "Вхожу я как-то в квартиру проконтролировать, как идет процесс. Смотрю - в еще неустановленный умывальник за триста долларов налита вода, опущен кипятильник, и в нем варятся сардельки. Я слов от возмущения найти не могу, а рабочие в толк взять не могут, почему я так волнуюсь", - рассказывал один мой знакомый архитектор.

Создавать бренды невыгодно

Интересно, что на рынке с годовым оборотом более полумиллиарда долларов отсутствуют не только брэнды, но и сколько-нибудь раскрученные марки. У заказчиков совершенно нет ориентиров, нет гарантий получить качество, адекватное заплаченным деньгам.

Почему так происходит? Во-первых, особенности ремонтного бизнеса таковы, что создавать крупную универсальную фирму со штатом специалистов обычно неэффективно и непроизводительно. "Получится неповоротливый монстр. Часть людей будет простаивать. В этом бизнесе лучше выживают небольшие мобильные структуры, которые при увеличении количества заказов могут просто нанять дополнительных специалистов со стороны", - считает дизайнер Алексей Бухарский.

Во-вторых, рынок отделочных работ является "серым". Почти все расчеты между заказчиками и строителями производятся наличными. Стихийные бригады вообще никак не регистрируются в государственных органах и не платят налогов. Строительным же фирмам невыгодно показывать свои реальные обороты.

Поэтому пока ремонтный рынок - стихийный, неорганизованный. Подобное положение дел характерно для молодых развивающихся рынков и обычно считается временным, болезнью роста. Но у архитекторов и строителей есть большие сомнения в том, что рынок ремонтных услуг в ближайшие годы изменится - пока это никому не выгодно.