Талисманы и знаки отличия

2015-04-05

С первых шагов человечества люди стремились выделить себя из среды окружающих, показать тем самым принадлежность к роду, клану или виду деятельности. Для этой цели люди, помимо одежды, стремились носить некоторые отличительные знаки. Например: татуировки, аксессуары из кожи, зубов или костей животных. Если современный человек называет такие предметы украшениями, то те, кто жили до нас, вкладывали в них гораздо более глубокий смысл. Для наших предков изделия из золота, драгоценных камней были символами власти и близости к богам, талисманами, оберегами или амулетами.

Ношение любого из таких предметов проходило по определенным правилам, типичным для разных мировых культур. Это были знаки высшим силам и простым смертным. Так, перстень греческого воина призывал на помощь Богов Олимпа, серебряные и золотые гривны воевод были адресованы любому встречному. Золотые диадемы храмовых жрецов - уже предмет культа. Большое количество золотых монет на шее цыганки и по сей день носится представительницами этой национальности не только как традиционное украшение, а еще и как защита от алчности и зависти.

Художественные достоинства таких изделий ценились далеко не всегда. Руки средневековых алхимиков и магов украшали кольца весьма сомнительной художественной ценности. И весьма простым в исполнении был перстень Великого Александра. Только в руках искусных мастеров привычный драгоценный предмет порой превращался в истинный шедевр.

Можно сказать, что ювелирные украшения - часть системы знаков-сигналов, посылаемых человеком от себя высшим силам или себе подобным. Этот элемент невербального общения, безусловно, более ценен - если действительно соответствует персоне, которая им пользуется. Драгоценность как бы растворяется в личности владельца, дополняет ее, формируя тот образ, в котором владелец представляет себя окружающим. А имидж человека, естественно, напрямую зависит еще и от его характера, вкуса и степени раскрепощенности.

Украшения индустриальные чаще всего приобретаются без долгих размышлений, просто оттого, что понравилось. Покупки происходят и под давлением рекламы, влиянием престижности бренда. Возможно, наиболее часто такие приобретения драгоценностей совершаются из-за желания идентифицировать себя с рекламным образом. И конечно же еще и потому, что кого-то такая вещь уже есть, и не хочется отставать.

А вот авторское украшение - это и есть достойный и дорогой инструмент для самовыражения; выбор личности, свободной от стереотипов, навязанных толпой. Безусловно, это уже проявление только личных эмоций, личного мнения.

Если человек обращается к личному ювелиру, то, как правило, в итоге получается очень серьезная и интересная работа, результатом которой может стать настоящий шедевр. И этот шедевр станет воплощением мечты владельца, он впитает его устремления и от этого многократно увеличится и сила самого изделия.

Но такая работа индивидуального ювелира - это не обычное искусство, это переплетение множества факторов. Автору необходимо не только руководствоваться желанием заказчика, основанным на рекламе модного журнала, но и понять его самого, его душу, его цели, его образ. Настоящий мастер обязан творить на стыке психологии, последних технологий, модных тенденций. В конце концов, ювелир тоже участвует в создании имиджа своего клиента. И в этом случае он не имеет права лишь удовлетворить свои творческие амбиции за его счет.

Тем не менее, мы говорим об эксклюзивном ювелирном изделии не просто как об очень дорогой вещи. Это украшение сделанное в единственном экземпляре, для персоны. Она уникальна и неповторима. Работа ювелира начинается уже с первого взгляда на клиента, с первого разговора с ним. Мастер начинает творить, пытаясь найти лишь единственный подход, единственную правильную идею, образ украшения. И этот образ должен соответствовать тому, кому предназначается эта вещь. Подбор материала, драгоценных камней, способов вставки - это лишь начало пути, которое ювелир проделает вместе с частным заказчиком и, возможно, художниками и огранщиками.

Но существует единственно правильная схема: клиент - образ - материалы - украшение - клиент. Сам же ювелир и его партнеры - это те кто помогут клиенту обрести исключительную драгоценность, в создании которой, конечно же, будет участвовать и он сам.

Обратите внимание на предложенную конструкцию: клиент - камень - драгоценность - клиент. Автору, по роду его занятий, приходится сталкиваться с художниками-ювелирами, и почти всегда, создавая новую драгоценность, они сначала приводят своего заказчика, чтобы выбрать самоцвет, затем, вместе с огранщиком придумывают вставку, и только после этого берутся за украшение.

Настоящий мастер обязан понимать язык драгоценных камней. Он не имеет права руководствоваться только модой на гранаты или изумруды. Но язык этот особый и, как любой способ общения, способен изменяться со временем. Если где-то и считалось, что жемчуг - символ невинности, а аметист приносит трезвость ума. То сегодня вряд ли это имеет значение. Скорее всего выбор драгоценных камней для клиента должен быть продиктован какими то чувственными ощущениями, осознанием личности и устремлений заказчика. Отношения между персоной и мастером должны быть почти домашними. Личный ювелир - это как личный адвокат или доктор. Приходит время, и мы понимаем, что по-хорошему можем доверить свои зубы только одному дантисту, а свою прическу только одному стилисту. Так и личный ювелирный мастер - это еще и атрибут статуса, показатель уровня свободы человека.

Бывает, что драгоценная вещь приобретается для коллекции. И в таких случаях стоимость самой работы может намного превышать стоимость материалов и драгоценных камней.

Ценится не только бренд или имя клеймо мастера. Но и история жизни владельца самой драгоценности. А со временем украшение увеличивает свою стоимость многократно за счет своей личной истории. Она начинает жить своей жизнью, как перстень Марии-Антуанетты или жезл Гетмана Мазепы. Уже никому не известно, кто их изготовил, но сами изделия "обросли" таким количеством легенд, что стали бесценными, как "лучик утреннего июльского солнца в капельке росы на листке полевого цветка".

Ищите своего мастера, который поймет и оценит вас и поможет украсить ваше будущее.

Д. Дмитриади
Холдинг "Золотой Век"