Встречи с людьми
2015-04-05
- Вздорный человек. Нетерпелив, несдержан, возбужден. Попробуйте обсудить с ним и обосновать спорные моменты, если до начала беседы они уже известны. Сохраняйте спокойствие, что бы вам ни сказали. В экстремальных случаях - сделайте перерыв и "остудите головы". Важные решения формулируйте его словами.
- Позитивный человек. Чрезвычайно приятный собеседник, добродушен, трудолюбив, внимателен. Дискутирует спокойно, признает вашу правоту если, конечно, вы того заслуживаете.
- Всезнайка. Трудный случай. Этот человек обо всем имеет свое мнение и всегда требует слова. Старайтесь напоминать ему, что беседа - это когда говорят все участники, но и давайте объяснить его точку зрения. Только не забывайте ограничивать его высказывания по времени.
- Болтун. Невнимателен. Редко слушает, что ему говорят, еще реже - слышит сказанное, зато часто перебивает. Постарайтесь максимально тактично остановить его. Не давайте много и не по делу болтать.
- Трусишка. Не слишком уверен в себе, поэтому боится высказать собственное мнение. Будьте с ним деликатны, не давите, убедите его в том, что он - тоже человек.
- Неприступный. Замкнут, высокомерен, недоверчив. Совершенно необходимо его заинтересовать, а потом уж доводы в вашу пользу он для себя подберет сам.
- Скучающий. Этому человеку просто скучно с вами. Задавайте побольше вопросов о нем самом. Постарайтесь выяснить, что ему интересно, что привлекает.
- Важная птица. Лучше не критиковать. Он не выносит критики ни в каком виде. Поэтому при споре с ним наиболее действенной окажется постановка фразы вроде "да… но…".
Но с кем бы вы ни беседовали, помните, что существуют правила ведения делового разговора, не зависящие от типа приглашенного или оппонента. Вот они:
- Излагайте мысли предельно кратко и доходчиво.
- Аргументируйте свои суждения.
- Следите, чтобы ваша речь была четкой, без междометий и длинных пауз. И без слов-паразитов. чтоб ударение было верным, а произнесенное слово нельзя было бы истолковать как-нибудь по-другому.
- Ваши вопросы должны содержать слова "почему", "когда", "как" - это позволит исключить односложные ответы и поможет собеседнику более отчетливо изложить свою точку зрения.
- Не хмурьте брови, не кусайте губы, не потирайте руки - зачем вам эти знаки агрессии и недовольства? А вашему собеседнику?
- Если с вами не согласны, не спешите доказывать свое, а прежде всего спокойно дайте оппоненту высказаться. Попробуйте записывать его доводы, чтобы лучше понять, в чем вы расходитесь. Уточните постановку вопроса - может, вы вообще говорили о разном ("Если я вас правильно понял…", "Давайте подойдем к вопросу иначе…"). И никогда не отвечайте в категоричном тоне.
- Подбирая доказательства и убеждая собеседника, не переусердствуйте: излишняя убедительность вызывает отпор, ведь вы наносите удар по "самой больной мозоли" - по человеческому самолюбию. Мерой вашей беседы должна быть корректность во всем, особенно в споре.
- Если вы правы, не спешите загонять собеседника в угол, требуя немедленного признания своей правоты. Жестоко и нетактично в такой момент заявлять "я был уверен, что вы ошибаетесь", "стоило спорить…". Так вы навсегда отобьете у человека всякую охоту общаться с вами.
- Контролируйте себя: свое самочувствие, настроение, мимику, тон, жесты недовольства или спешки, не отвлекайтесь ни на что постороннее.
- Слушая длинный монолог, непременно реагируйте. Не сидите молча, вполне уместны замечания вроде "да-да", "понимаю", "интересно", "в самом деле" и т.п..
- Уважайте собеседника, даже если он груб, бестактен и взрывоопасен.
- Пока вы слушаете, не пытайтесь обдумывать следующий вопрос, а тем более - красивую, ничего не значащую фразу.
- Не ждите с нетерпением подходящей паузы в разговоре, чтобы вставить свое слово.
- В конце беседы поблагодарите за внимание и уделенное вам время, не забудьте вежливо попрощаться, даже если результат беседы вас не удовлетворил.